Продажа квартиры у многих ассоциируется со сбором превеликого множества документов и стоянием в очередях.
Это пугает, и кажется, что проще заплатить знающему человеку, пусть и немаленькие деньги, чтобы снять с себя этот груз.
На самом деле, вы можете вполне справиться с этим самостоятельно, главное – разобраться, что где оформляется и в каком порядке.
Содержание статьи:
Этапы
Продажа квартиры происходит в 4 этапа:
- Сбор технических документов на квартиру в БТИ.
- Получение выписки из ЕГРП.
- Подготовка договора купли-продажи.
- Регистрация сделки в федеральной регистрационной службе.
Кроме того, если в квартире зарегистрирован ребёнок, вам необходимо получить письменное разрешение органов опеки на продажу.
А если квартира приобретена в зарегистрированном браке, нужно нотариально оформить согласие вашей половины на продажу квартиры.
Оформляем технические документы
На первом этапе вам нужно посмотреть технические документы на квартиру, это кадастровый и технический паспорта.
Кадастровый паспорт квартиры – это, по сути, приложение к техническому паспорту, он содержит данные об учёте квартиры в реестре недвижимости.
Технический паспорт содержит в себе все характеристики квартиры: план, расположение коммуникаций и т.д. Срок технического паспорта – пять лет.
Если он просрочен или вы вообще его не имеете, необходимо оформить. Оформляется технический паспорт в БТИ.
Именно там вы пишете заявление о выдаче вам технического и кадастрового паспортов. Срок изготовления паспортов займёт максимум две недели.
Имейте в виду: если квартира самовольно перепланирована, перепланировку сначала нужно узаконить!
Вас может заинтересовать размер суммы налога к возмещению при покупке квартиры
Когда заканчивается бесплатная приватизация подробно раскрыто в этой СТАТЬЕ
Как и где происходит регистрация договоров с недвижимостью: http://nedvicon.ru/kvartira/docs/vosstanovit.html
Получаем выписку из ЕГРП
Вся информация о сделках, проводимых с квартирой, есть в едином государственном реестре прав.
Там содержатся, например, такие сведения:
- не заложена ли ваша квартира;
- не арестована ли.
Выписка покажет покупателю, что рисков в приобретении этой квартиры нет.
Такие выписки выдаются федеральной регистрационной службой, срок выдачи от трёх до пяти дней.
Как правильно составить договор купли продажи квартиры 2015
Составить договор купли-продажи не так уж и сложно. Разберём всё подробно.
Первой строкой будет название договора: «Договор купли-продажи квартиры».
Ниже пишем город, в котором происходит сделка и дату договора.
Далее указываем продавца и покупателя, оформив так: «Мы, нижеподписавшиеся: (ФИО продавца, место рождения, пол, паспортные данные – серия, номер, код подразделения, кем и когда выдан, место регистрации), именуемый далее «Продавец», с одной стороны и (данные покупателя), именуемый далее «Покупатель», с другой стороны заключили настоящий договор о нижеследующем».
Потом идут нумерованные пункты.
Указываем, что передаёт продавец в собственность покупателю: адрес квартиры, количество жилых комнат, наличие других помещений, этажность, тип дома (панельный или кирпичный), общая площадь квартиры.
Сообщаем о документе, который свидетельствует о наличии права собственности (номер, серия, дата выдачи свидетельства о регистрации права, основание выдачи – договор купли-продажи, мены или свидетельство о праве на наследство; кадастровый номер, номер записи в кадастре).
Называем цену, на которую согласен и продавец, и покупатель (в цифрах и прописью) и способ передачи денег.
Имейте в виду: цена не может быть ниже, чем та, что указана в техническом паспорте!
Описываем техническое состояние квартиры на момент передачи её покупателю и то, что квартира передаётся по передаточному акту.
Гарантируем, что квартира не заложена, под арестом не состоит.
Указываем, кто в квартире зарегистрирован и когда зарегистрированные обязаны сняться с регистрационного учёта.
Прописываем, кто несёт расходы по регистрации договора (продавец, покупатель, либо поровну).
Далее пишем, в скольких экземплярах составлен договор и где они хранятся: по одному у каждой стороны и один в регистрирующих органах (указать точное наименование вашего отдела регистрационной службы).
В самом низу – подписи сторон, сначала продавца, затем покупателя.
Подписи должны быть по две на одной строчке: полная фамилия, имя, отчество и краткая роспись.
К договору прикладывается передаточный акт. В акте указывается, что продавец передал квартиру в собственность покупателя, оплата произведена в полном объёме, документы и ключи переданы.
Если продавец или покупатель не один, перечисляем всех в преамбуле договора.
Нюансы договора купли-продажи
Если квартиру вы продаёте с мебелью, сделайте опись и приложите к договору купли-продажи.
В договоре укажите реальную цену квартиры, если сделка по каким-то причинам будет признана недействительной, вам вернётся заниженная стоимость либо покупатель расплатится с вами именно этой суммой.
Оговорите в договоре отсутствие долгов по коммунальным платежам или, если они есть, срок их оплаты.
Как выписаться из квартиры
Для того чтобы сняться с регистрационного учёта, вам нужно обратиться с заявлением к паспортисту в ЖЭК или в районное отделение ФМС.
Необходимые документы:
- заявление и листки убытия;
- паспорта и свидетельства о рождении детей;
- домовая книга.
Как происходит передача денег
Расплатиться по договору купли-продажи можно несколькими способами:
- покупатель перечисляет всю сумму на ваш расчётный счёт;
- сумма закладывается в ячейку банка покупателем, а после регистрации договора он отдаёт ключ продавцу;
- сумма отдаётся посреднику (проверенному риелтору, например), который отдаст её продавцу после заключения или после регистрации договора.
Последний способ предпочтительнее и надёжнее при наличном расчёте.
Регистрация договора купли-продажи квартиры
Регистрация договора происходит в отделе федеральной регистрационной службы вашего района.
Для регистрации и продавец, и покупатель пишут заявления. Покупатель – о прекращении права собственности, а продавец – о возникновении.
К заявлению приложите квитанцию об уплате госпошлины. Госпошлина уплачивается обеими сторонами.
На сегодняшний день сумма госпошлины составляет 2 000 рублей.
Обе стороны предоставляют паспорта. Продавец прикладывает к заявлению документы, перечень которых приведён ниже.
После оформления заявления вам выдаётся расписка, где указана дата, когда можно документы получить.
Перечень документов для продажи квартиры
- Свидетельство о государственной регистрации права собственности продавца (к нему должны быть приложены все основания, например договор купли-продажи или мены или свидетельство о праве на наследство).
- Кадастровый и технический паспорта (если таковые не оформлялись или истёк пятилетний срок действия предыдущих).
- Разрешение органов опеки (если в квартире зарегистрирован ребёнок).
- Нотариально заверенное согласие супруга на продажу (если вы состоите в браке и квартира – ваша совместная собственность).
- Договор купли-продажи с приложенным к нему передаточным актом.
Теперь вы знаете алгоритм продажи квартиры и имеете представление о документальной составляющей такой сделки.
Вы сможете:
- собрать все документы;
- подготовить договор купли-продажи;
- зарегистрировать его.
Так что смело готовьте документы и квартиру продавайте.
Ефим
16 апреля 2015 на 9:01Если вам не хочется Заниматься сбором документации самому, то можно обратиться за помощью к риелторам. Необходимо будет написать доверенность по определенному бланку, в котором будет прописано, что он может это сделать за вас. Хотелось бы получить уточнение. Есть ли необходимость передавать оригинальные документы реалторам? А также есть ли возможность обмана?
Zarina
19 апреля 2015 на 16:54Ефим, я думаю что возможность обмана существует с вероятностью ну процентов в 30. Особенно, если Вы еще и оригиналы документов передадите. Результат Вашей лени — ни квартиры, ни денег, ни риэлтора. Тем более, зачем платить не малые деньги сомнительному человеку, если можно сесть и подробно во всем разобраться самому. Ведь это какой- ни какой опыт, и в будущем пригодится.
Адель
19 апреля 2015 на 17:01Недавно продавали квартиру. Сразу осознали, что процесс предстоит трудоемкий, но трудности нас не отпугнули и мы с женой решили делать все сами. Прочитали много информации и постепенно процесс сдвинулся с места. Для начала обратились в БТИ, где посредством заявления получили кадастровый и технический паспорта. Дальше мы получили выписку из ЕГРП без каких-либо осложнений. Договор купли-продажи составляли с юристом, дабы избежать какие-либо ошибки в составлении, ведь в этом деле самое главное грамотность! Ну и в окончании договор был зарегистрирован в федеральной регистрационной службе. Так что, не бойтесь делать все самостоятельно, источников информации предостаточно. Удачи!
Альберт
14 июня 2015 на 2:26Всего один единственный раз я взялся за сбор документов для продажи самостоятельно, больше не хочу… Не могу сказать, что процедура в целом какая-то сложная, но времени и нервов уходит очень даже прилично… Поэтому, с тех пор, я предпочитаю немного перепалатить и доверить этот процесс риэлторам, у которых везде свои связи , а главное опыт, и многие справки делаются просто по звонку… более того, у них даже специальные бабушки есть, которые очередь занимают, а самостоятельно встревать в наш мир чиновников — это себе дороже, проверено…