Одним из негласных способов наблюдения государством за своими гражданами является регистрация.
Она нужна по многим причинам: осуществление социальных мер, исполнение прав и обязанностей по отношению к населению, статистика и так далее.
Обязанность по оформлению регистрации лежит на плечах самого населения. Как ее сделать разберемся.
Содержание статьи:
Что такое прописка?
Прописка — это государственная система отслеживания перемещения граждан внутри страны.
В 1993 году система прописки была изменена и официально стала называться системой регистрации по месту жительства, но суть во многом осталась прежней — гражданин обязан извещать органы о приезде или отъезде путем постановки или снятия с учета.
Отличие регистрации от прописки состоит в следующем:
- регистрация не является обязательной, при этом при ее отсутствии все права и свободы человек сохраняет (например, пенсию будут выплачивать и при отсутствии регистрации);
- регистрация может быть признана недействительной только в одном случае — если она противоречит закону (например, если совладелец квартиры не дал разрешение на регистрацию третьего лица).
Существует два вида регистрации:
- временная по месту пребывания ее необходимо получить, если проживание в чужом городе превышает 90 суток;
- постоянная регистрация по месту жительства так называемая прописка.
Вас может заинтересовать где оформить временную регистрациюКак происходит изготовление технического паспорта подробно раскрыто ТУТ
Получаем временную регистрацию
Временная прописка делается на срок:
- от полугода-года с возможностью продления до пяти лет — для россиян;
- от 20 суток до одного года — для иностранцев.
Для того чтобы оформить временную регистрацию, надо подойти в территориальный отдел миграционной службы со следующими документами:
- заявлением о регистрации по месту пребывания (оригинал, 1 шт.);
- документом, удостоверяющим личность (оригинал): для граждан старше 14 лет это паспорт, для детей до 14 лет — свидетельство о рождении;
- для граждан РФ, большую часть времени живущих за рубежом, — паспорт или загранпаспорт;
- документ, являющийся подтверждением проживания по адресу (оригинал, 1 шт.);
- договор о найме жилья;
- письменное заявление от лиц (лица), предоставившего жилплощадь;
- любую другую бумагу, подтверждающую право проживания на жилплощади.
Отправить документы в миграционную службу можно и по почте.
В этом случае посылаются нотариально заверенные копии и к ним прибавляется адресный листок прибытия (форма №2 скачать).
Если временная регистрация нужна на срок от 9 месяцев, то дополнительно надо представить статистический листок по форме №12П (скачать).
В срок от трех до семи рабочих дней регистрация будет оформлена.
Регистрируемся по месту жительства
Согласно закону граждане, поменявшие место пребывания, обязаны в семидневный срок с момента заселения представить документы для прописки.
Оформление постоянной регистрации невозможно по доверенности и требует личного присутствия всех регистрирующихся старше 14 лет в паспортном столе по месту жительства.
Документы, необходимые для прописки:
- заявление на прописку;
- паспорт лица, оформляющего регистрацию;
- документ, подтверждающий вселение на жилплощадь (договор купли-продажи, найма и т.д.).
Иногда могут потребоваться дополнительные документы:
- военный билет;
- лист убытия;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- свидетельство о браке (если регистрируется семья);
- два листа прибытия и один статистический талон;
- выписка из домовой книги и техпаспорт (для жилья, находящегося в собственности) или карточки прописки (форма А, Б для муниципального жилья).
Регистрацию должны оформить через 7 дней. Исключение составляют случаи, когда человек не выписался с прошлого места прописки.
Тогда оформление займет 2 недели. По окончании срока паспорт вернут уже с печатью о прописке.
От военнообязанных могут потребовать встать на учет в военкомат по новому месту жительства.
Оформить регистрацию можно и через интернет на портале госуслуг.
Все перечисленные документы отправляются в электронном виде. Через три рабочих дня с момента представления документов регистрация готова.
Специфика прописки несовершеннолетних
Дети старше 14 проходят «взрослую» процедуру регистрации.
Дети младше 14 лет могут прописываться только с родителями либо опекуном.
Для их регистрации нужны следующие бумаги:
- свидетельство о рождении;
- вкладыш о гражданстве;
- согласие второго родителя, заверенное нотариально;
- паспорт второго родителя (копия);
- справка (форма Ф-9), подтверждающая, что несовершеннолетний не прописан у другого родителя.
Документы для регистрации детей отдаются в миграционную службу вместе с общим пакетом бумаг на оформление.
Прописка в новостройках
Несмотря на то что законодательно срок оформления регистрации не должен превышать одного месяца, прописка в новостройке редко укладывается в эти рамки.
Причин много: задержки в сдаче дома в эксплуатацию, проблемы с БТИ и т.д. Оформлять прописку можно сразу же после ввода дома в эксплуатацию и оформления права собственности на жилье.
Процедура прописки примерно такая же, как и с жильем на вторичном рынке, разница заключается в списке документов.
Что надо представить в паспортный стол:
- свидетельство о праве собственности единого образца;
- разрешение на ввод новостройки в эксплуатацию;
- документ, подтверждающий передачу квартиры застройщиком владельцу;
- квитанция об оплате госпошлины;
- договор участия в долевом строительстве;
- поэтажный план дома и экспликация дома из БТИ;
- документ, удостоверяющий личность.
Оформление займет около тридцати суток. В указанный срок можно будет взять паспорт с отметкой о прописке.
Регистрация в чужом жилье
В приватизированной квартире
Оформление прописки в чужом жилье почти не отличается от прописки в собственном: от человека, которому оформляют прописку, потребуется паспорт, заявление и листок убытия.
Особенность заключается в том, что на оформлении регистрации в паспортном столе должны присутствовать все собственники жилья, иначе заявку отклонят.
Хозяева жилплощади должны представить следующие бумаги:
- заявление о вселении,
- паспорта,
- свидетельство о собственности на недвижимость.
Оформление прописки может занять срок до 30 дней. Паспортист назначит время, когда можно будет забрать паспорт со штампом регистрации.
Военнообязанные граждане должны встать на учет в военкомат по новому месту жительства.
Необходимо помнить, что прописка и право собственности — понятия разные, то есть прописанный в чужой квартире человек не может распоряжаться не принадлежащей ему недвижимостью.
В муниципальной квартире
Для прописки постороннего человека в государственном жилье нанимателю надо обратиться в департамент управления имуществом и написать заявление с просьбой о прописке еще одного человека.
Департамент рассмотрит обращение, и если позволяет квадратура, разрешение будет дано.
Вместе с разрешением в паспортный стол надо принести:
- нанимателям — паспорт и договор найма жилья;
- прописывающемуся — паспорт, лист убытия, свидетельство о рождении (если прописываются вместе с несовершеннолетним).
На время оформления прописки паспорт заберут. Забрать его можно будет в указанное время уже с печатью.
Зачем Вам может понадобиться временная регистрация ребенка в квартире
Как происходит аренда земли у администрации города подробно раскрыто ТУТ
Советы как составить договор купли продажи квартиры: http://nedvicon.ru/kvartira/pokupka/dokumenty-kvartira.html
Проблемы при отсутствии регистрации
При отсутствии временной.
Согласно закону гражданин обязан встать на учет, если проживает по месту регистрации более 90 суток, иначе полагается штраф до 2 500 рублей.
Но для этого факт непрерывного проживания более 90 дней должен быть доказан.
При отсутствии постоянной.
В этом случае гражданин не может ходить на выборы, пользоваться кредитными банковскими услугами, устраиваться на работу.
Кроме этого, непрописанного человека могут привлечь к административной ответственности и заставить уплатить штраф:
- иностранные граждане — от 1 000 до 1 500 + депортация и наложение штрафа на тех, у кого гражданин проживал (от 500 до 2 000 рублей);
- граждане РФ — от 1 500 до 2 500 рублей. На предоставляющих жилье штрафы не налагаются.
Итак, сделать прописку несложно.
В среднем оформление регистрации составляет от 7 до 14 суток.
Для получения прописки надо:
- собрать документы по списку;
- обратиться в семидневный срок в миграционную службу — для временной, в паспортный стол — для постоянной;
- забрать паспорт с печатью в указанное время.
Регистрация — это больше право, чем обязанность. Но отсутствие прописки влечет неприятные штрафные меры, которых каждый в состоянии избежать.
Людмила
4 сентября 2015 на 13:20Все моменты четко описаны, но в жизни не так все гладко бывает. Мой брат живет в приватизированной квартире и является вместе с бывшей женой ее собственником.. Три года жил в другом городе, был на заработках. За это время его жена успела с ним развестись и выписать из квартиры. Теперь брат выясняет, на каких основаниях его выписали и кто за это получил взятку. Все очень запутанно. Каждая инстанция валит на другую. Закон законом, а бдительность в любом случае нужна.
Анна Коломова
22 сентября 2015 на 6:28Одной из причин выписки человека из квартиры без его согласия — развод, которого Ваша невестка добилась тоже без ведома мужа. Развода добиться гораздо проще, чем кажется. Однако, выписать из квартиры она его могла только в том случае, если она является собственником квартиры, а она является, нет ничего запутанного, просто Ваш брат выбрал не того человека для брака. Поскольку Ваш брат жил 3 года в другом городе, это тоже является причиной для выписки, так как он длительно отсутствовал и вряд ли оплачивал коммунальные платежи.
Сергей
27 июня 2017 на 3:09Так он же собственник квартиры. Значит может спокойно вписать себя обратно. Не так ли?