Решением Конституционного Суда РФ от 10 марта 2016 г. № 7-П были признаны не соответствующими Конституции отдельные положения закона об исполнительном производстве.
Теперь из срока, установленного для предъявления в службу судебных приставов исполнительных документов, будут вычитаться периоды, в течение которых эти документы уже находились на принудительном исполнении.
Согласно действующему законодательству, после отзыва исполнительного документа взыскателем, срок начинает течь заново, что позволяет судебным приставам держать должника в «подвешенном» состоянии бесконечно.
Основанием для вмешательства судей Конституционного суда, стала жалоба тульского предпринимателя Михаила Ростовцева, на протяжении четырех лет жившего в страхе за себя и свое имущество из-за невозвращенного вовремя банковского кредита.
Решением суда было обращено взыскание на заложенное Ростовцевым имущество — пять нежилых помещений.
Спустя некоторое время представитель банка предъявил лист в ФССП, а затем отозвал его, на основании чего производство было окончено, а имущество отозвано с реализации.
Через полтора года история повторилась — банкиры вновь предъявили лист к приставам, те вновь возбудили производство, а еще через год — окончили в связи с отзывом взыскателя, так и не успев реализовать имущество.
Когда в 2014 году должник в очередной раз получил от пристава постановление о возбуждении производства, его терпение подошло к концу.
Полагая, что законный трехлетний срок для предъявления листа пропущен, Ростовцев пытался признать постановление незаконным, однако ни районный, ни областной суды с ним не согласились, ссылаясь на законодательство — срок предъявления исполнительного документа на принудительное исполнение может быть прерван и впоследствии возобновлен, при этом время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
Только в лице высшей судебной инстанции гражданин нашел поддержку.
Изучив материалы дела и спорные правовые нормы, судьи Конституционного суда согласились с доводами Ростовцева: многократное использование взыскателем права на отзыв и предъявление исполнительного листа может приводить к недопустимо длительному с точки зрения Конституции нахождению должника в состоянии неопределенности относительно своего правового положения,- отметили они.
Кроме того, суд указал, что ныне действующая норма не только создает дисбаланс интересов должника и взыскателя, но и вредит стабильности гражданского оборота, так как имущество должника находится под постоянной угрозой ареста и принудительной реализации.
Теперь в законодательство предстоит внести изменения, а до тех пор судебные приставы будут руководствоваться указанным постановлением.
Дело Михаила Ростовцева, постановил суд, подлежит пересмотру.
Практикующие юристы высоко оценили значимость этого решения, уже назвав его «историческим» — наконец-то исполнительное производство перестанет быть бесконечным!