Единый реестр прав на недвижимое имущество должен включить все без исключения данные об обременении квартир и домов, постановил Конституционный суд.
Решение судебного органа призвано защитить права покупателей недвижимости на вторичном рынке.
В настоящее время законодательство не даёт новому собственнику уверенности, что на квартиру или дом не предъявят права посторонние.
Дело по иску Адама Богатырёва вскрыло эту системную проблему в Конституционном суде.
Мужчина купил на открытых торгах в Санкт-Петербурге квартиру.
Недвижимость ушла «с молотка» как залог, так как её владельцы – супружеская пара – не платили долги.
Владелец смог через суд выселить чету, но сам заехать так и не смог: в квартире оказалась прописана дочь старых хозяев с детьми, выписать которых суды отказались.
Патовость ситуации объясняется юридическим казусом: женщине квартира не принадлежала, значит, долги, за которые продали квартиру, к ней не относятся и право проживания дочь хозяев сохранила.
При этом выписывать несовершеннолетних можно только в другое жильё с согласия соцопеки.
Но информацию об этой сложности никто на торгах не предоставил.
Истец настаивает: такое положение дел нарушает его право как собственника, гарантированное статьями 17, 35 и 55 Конституции РФ.
Конституционный суд вслед за Адамом Богатырёвым увидел в нормах закона противоречие Конституции и постановил обеспечить в будущем прозрачность сделок с недвижимостью на вторичном рынке.
Полную информацию об обременении, считает суд, покупатель должен находить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Закон не должен допускать механизмы скрыть обременения из реестра.
Согласно решению от властей требуется внести поправки как минимум в два кодекса, Жилищный и Семейный, законы о регистрации прав на недвижимость, об ипотеке и ряд других нормативных актов.
По данным экспертов, опрошенных «Российской Газетой», в России главную опасность купить квартиру с обременением создают просроченные ипотечные кредиты.
За 2015 год банки выдали россиянам более миллиона таких кредитов, а объём просроченного долга превысил 46 миллиардов рублей.
Продавая такое жильё в качестве компенсации невыплаченного долга банк может создать аналогичную ситуацию.